Франшиза фастфуд — это «бизнес под ключ», сегодня такой подход пользуется большой популярностью как у начинающих предпринимателей, так и у опытных. Важно правильно выбрать франшизу в зависимости от конкретных целей: например, для небольшого города или крупного мегаполиса будут разные советы по открытию ресторана. Подобный формат франчайзинга ориентирован на малый и средний бизнес.
Кризисный и посткризисный периоды для рынка фаст-фуда.
Кушать хочется всегда. И в посткризисные времена тоже. Сфера франшизы фаст фуда растет бешеными темпами, например, начиная с 2000 г., на рынок России вышли практически все зарубежные лидеры, а отечественные компании составили им достойную конкуренцию. В среднем, рынок фаст-фуда вырастает на 20% в год, и посткризис этому совершенно не помеха.
Чего нельзя сказать о кризисных временах, когда объем продаж снизился примерно на 20-25%. Успех фаст-фуда в посткризисный период объясняется тем, что завсегдатаи более дорогих заведений открыли для себя рестораны с недорогими блюдами, перестав посещать заведения общепита с высокими ценами. И это несмотря на то, что наименее обеспеченные клиенты, которые как раз и считались основными потребителями заведений фаст-фуда, перестали их посещать. На сегодняшний момент рынок восстанавливается.
Современные тенденции: варианты форматов
Интерес к ресторанам быстрого питания не угасает с начала 90-х годов XX столетия, когда в столице России был открыт первый McDonalds. Быстрое обслуживание, экономичность — все эти преимущества сделали свое дело, рынок постоянно растет и развивается.
Варианты франшиз фаст-фуда следующие:
- торговая точка на колесах, киоск, тележка (стрит-фуд);
- пиццерия, столовая, рестораны национальной кухни (мексиканской, индийской, кавказской и др.), кафе (стационарный фаст-фуд).
Первая категория — уличный фаст-фуд, часто страдает от низкоквалифицированного персонала, который обычно не заинтересован в продаже. Отказаться от такой схемы работы в последнее время многих заставляет еще и жесткое регулирование со стороны местных властей.
Стационарный фаст-фуд может располагаться в отдельном помещении или же в торговых комплексах с большим потоком посетителей.
Важно! Большая часть рынка принадлежит известным брендам: McDonalds, Крошка-Картошка, Теремок, KFC. Особенно это заметно в зонах фуд-корта. Для данных франшиз, как правило, делаются небольшие поблажки в виде сниженной арендной платы, поскольку они притягивают и удерживают посетителей в ТЦ.
В чем особенности франчайзинга для рынка фаст-фуда
Такой вид предпринимательских отношений — прекрасная схема для организации заведений быстрого питания, и бизнесмены поняли это давно (и не только в США и Европе). В Российской Федерации приверженцами франчайзинга являются около 30% предпринимателей, в основном это именно зарубежные бизнесмены. И тому есть несколько причин:
- технологичный бизнес;
- рынок имеет проверенные стандарты;
- облегченный метод финансового контроля и мониторинга качества.
Важно! Последнее особенно распространено, когда франчайзи только продает произведенные и поставляемые товары от франчайзера.
Однако стоит учитывать и некоторые трудности, с которыми столкнутся предприниматели при организации франшизы:
- нехватка хорошей коммерческой недвижимости, поскольку помещения, находящиеся в "проходных" местах уже могут быть заняты другими предпринимателями, либо же распределены по предварительному аукциону;
- высокая плата за аренду помещения (особенно заметно на точке по франшизе в фудкорте);
- жесткое регулирование со стороны местных властей вкупе со сложностью в решении проблем с санитарными требованиями: канализацией, водоснабжением и электричеством.
При покупке франшизы обязательно нужно обращать внимание на все нюансы.
На что обратить внимание при выборе франшизы
В первую очередь, для покупки франшизы необходимы финансовые средства. При выборе формата стоит обратить внимание не только на размер инвестиций, но и на актуальность формата: будет ли предложение пользоваться спросом.
Некоторые моменты, которые помогут выбрать подходящую именно для Ваших целей франшизу:
- выбор места для ресторана быстрого питания: оно должно иметь большую проходимость;
- торговая марка компании должна иметь хорошую рекламную поддержку;
- некоторые франчайзеры обязывают закупать оборудование только у них, другие предоставляют право выбирать оснащение франчайзи;
- часть франчайзеров осуществляет жесткий контроль качества и рецептуры, другие относятся к этому не так принципиально.
Важно! Покупатели скорее пойдут в уже ставшие известными рестораны фаст-фуда, нежели в малоизвестные. Именно такие франшизы будут всегда актуальны.
Достоинства и недостатки франшизы фаст-фуда
Как и любой другой бизнес формат, франшиза фаст фуда имеет свои преимущества и недостатки. В списке достоинств значатся:
- проверенные поставщики;
- быстрый рост рентабельности за счет испытанных схем в логистических маршрутах;
- обучение персонала;
- использование проверенных технологий при приготовлении блюд;
- применение готовой стратегии компании, которая при этом отработана и испытана годами;
- отсутствие расходов на маркетинг;
- получение технического оснащения по лояльным ценам.
Что касается минусов, то среди них стоит выделить:
- франшизы, по большему счету, рассчитаны на мегаполисы;
- большие стартовые вложения, которые не сразу окупятся;
- сложные требования корпоративных стандартов;
- непредвиденные нюансы, из-за чего можно не сразу достичь запланированного уровня рентабельности.
Важно! Решение о такой покупке, как франшиза кафе быстрого питания, должно быть четко продуманным, чтобы избежать многих рисков.
Алгоритм организации бизнеса
При организации ресторана быстрого питания необходимо следовать четкому алгоритму:
- сбор данных не только о спросе на продукцию, но и об имеющихся конкурентах;
- выбор формата заведения;
- предоставление бизнес-плана с поправкой на особенности региона;
- запуск.
Важно! Являясь новичком в бизнесе, лучше отдать предпочтение франшизе с полной поддержкой франчайзера, куда входят также обучение и консультирование. В противном случае бизнес может «прогореть» из-за незнания нюансов.
Перечень известных франшиз фаст-фуда
Рейтинг ТОПов франшиз быстрого приготовления выглядит следующим образом:
- BurgerCLUB (один из лидеров мирового уровня с поддержкой предпринимателя, без паушального взноса);
- «От Крылова Пироги» (первая отечественная сеть быстрого питания с русской, восточной и европейской кухней);
- Domino's Pizza (международный лидер по изготовлению и доставке пиццы, с первоначальным взносом);
- Subway (международная компания с поддержкой франчайзи и предоставлением фирменной рецептуры);
- «Макбургерс» (лидер в России по денежному обороту денег и по открытию точек);
- «Хачапури тетушки Марико» (бренд с грузинской кухней, рентабельность достигает 35%);
- Pomodoro ROYAL (лидер по количеству мини-пиццерий, франшиза приносит быстрый доход — уже через месяц после открытия);
- «Гриль Хаус» (франшиза с эксклюзивной особенностью: приготовления прямо на глазах у клиента, с полной поддержкой и предоставлением оборудования).
Это не полный список, в интернет-каталоге франшиз быстрого питания можно найти много других популярных заведений.
Что делать, если в планах открыть франшизу фаст-фуда в маленьком населенном пункте
Открытие точки по франчайзингу в небольшом городе имеет свои особенности: так, например, не все оценят ресторан китайской кухни, такое заведение может закрыться почти сразу же после открытия из-за низкого спроса.
Как раз в небольшом населенном пункте проще всего организовать заведение в формате франшизы стрит фуда. Это может быть киоск, кафе, ресторан или тележка. Идеальный вариант — формат пиццерии «Додо Пицца». Этот бренд уже известен и предлагает различные блюда, включая пиццу, салаты и десерты.
Анализ рынка фаст-фуда показывает, что он еще долго будет пользоваться популярностью, однако нужно правильно организовать бизнес, ориентироваться на многие факторы (небольшой это город или же мегаполис, спрос и его специфику). Если учесть все нюансы, риск «прогореть» на бизнесе стремится к нулю.